Исполняется 80 лет от дня рождения Николая Винграновского

vinhranovsky_mТАКОЙ откровенной, такой бесстрашной, наконец, бывает только Правда.

Только Правда, горькая, а не усыпленная государственными орденами и влекущими званиями изощренного выплеснуть из глубоких потаемин души естественный и врожденный боль вековечный: «Сегодня суверенитет нашего народа — это суверенность кирзовых сапог, ватных куфайок, обескровленных год и земель, отравленного воздуха, суверенность капитальных очередей и суверенность Чернобыля ».

Эта смелая откровенность, очень понятна каждому «носителе суверенитета», в чьих поместных декларациях если не прочерки, то нули, принадлежит одному из славных рыцарей Украины Николаю Винграновскому.

Винграновский — классик украинской литературы, выдающийся поэт, писатель-шестидесятник, кинорежиссер, сценарист, киноактер, родился 7 ноября 1936 года в городке Первомайск Николаевской области. В 1960 г.. Окончил ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии).

Автор многочисленных поэтических и прозаических сборников: «Мир без войны» (1958), «Президент» (1960), «Атомные прелюди» (1962), «Сто стихотворений» (1967), «Стихотворения» (1971), «Сироманець» ( 1977), «Гусенятко» (1978), «на серебряном берегу» (1978), «Киев» (1982), «Лето на Десне» (1983), «Низко связана» (1985), «В глубине дождей» (1985), «Избранные произведения» (1986), «Пять повестей» (1987), «Любовь, не прощавай» (1996), «Четырнадцать столиц Украины» (1996), «Манюня» (2003).

Как киноактер принял участие в создании четырех художественных фильмов. Самая известная роль — Ивана Орлюка в фильме «Повесть пламенных лет» (1961, сценарий А. Довженко). Этот фильм получил награды международных фестивалей в Каннах, Лондоне и Лос-Анджелесе.

Режиссерский доработок Николая Винграновского — пять художественных и восемь документальных фильмов. Был первым президентом международного ПЕН-клуба. Лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко (1984), обладатель многих литературных наград, отличий и премий.

Умер 26 мая 2004 года в Киеве.

В одном из интервью Николай Винграновский сказал бы о других (на самом деле про себя) коротко и крылато: «Режиссер, писатель или философ, поэт … В первую очередь — это энергия. Все на свете — энергия »

Сказал, потому что прежде сам был с энергий — литературной, кинематографической, философской наконец. Его называли то доспивувачем Довженко, то степным Орфеем (певцом), то Сварогом (богом-кузнецом) … Как по мне (то посчастливилось пообщаться с Николаем Степановичем в узком кругу его одесских друзей и убедиться в нижесказанного), то я бы скорее назвал его новейшим Григорию Сковороде, просветителем-гуманистом, философом, поэтом.

Именно с позиций просветителя, философа-гуманиста, знатока правдивой истории задумал Николай Степанович снять серию документальных фильмов об истории Украины на основе своей книге «14 столиц Украины». Успел снять первые три фильма: «Чигирин — столица Богдана Хмельницкого», «Батурин — столица гетмана Ивана Мазепы», «Галич — столица князя Даниила Галицкого» …

После просмотра этих фильмов не одно украинское сердце трепетно ​​билось, не в одно украинское сердце, прежде юное, зронилися отборные зерна истинного, а не шароварного патриотизма.

Чтобы понять, откуда черпал духовную и художественную воодушевление Николай Винграновский, достаточно вспомнить его запись в дневнике, сделанная во время обучения режиссерскому мастерству в Довженко в Москве: «Я счастлив, — исповедовался он на страницах дневника. — Но почему меня тянет в родной любимую Украину? Именно здесь я понял, что люблю ее больше всего на свете. Украина, моя Украина, хорошая ты, поэтическая моя Украина, спасибо за то, что частичку этой поэзии дала и мне. Я буду всегда с тобой, целовать буду тебя лелеять, воспевать »…

Это был скорее не очередную запись о событиях или чувства, а Завет — откровенный, правдивый и вовек не предан.

Василий ПОДДУБНЯК.

тополь
Когда заснет, словно дитя безумное,

Глубокое город беспокойным сном,

Она приходит издалека ко мне

И шелестит ко мне под окном,

Чтобы возвращался я на Украине

Плугами чернокрылые орать,

И тополята в поле поливать,

И поливать землю тополиную …

Они идут лета бурной походкой,

Ризниты трудно пустоцвет от цвета.

И то любовью полнится к миру,

Кто родную землю имеет под собой …

1955.

сонет
Я успею долюбит!

Доклясты успею я

И успею я до той поры дожить,

Когда в полете вечном Земля

Научитесь уже собой владеть.

Человек я — и день такой новый

Обязанность святой мой приближать.

Все для него! Все ему отдать —

От всех тревог к шелесту травы.

Не будет счастья ни мне, ни людей.

Пока на свете несчастная будет

Хотя бы один человек работящая.

Когда не знаешь, кто ты,

с кем, для чего.

Когда в душе ни хорошего, ни плохого, —

Гиблое юность и жизнь гиблое!

1956 год.

I является народ …
На сизых холмах обильное село горе,

И серые ветряки докрилюють свой возраст.

В коричневых берегах река

багровая мечтает,

И роща расстроен стоит, как человек.

Ни полета самолета, ни шороха резины,

Здесь только я, здесь я и неба фон,

И дума о народе, моя стодумной дума

Цыпочках заглядывает в лоб.

Как меняется все! И дурак тот,

кто изменения

Неизменно замещаю вчерашним днем

без изменений.

Народ в пути. И он клейма не снимет

Из тех, кто за народ представлял себя взамен

И, отрезая живые куски из народа,

Пророчествовал народу майбуть.

И бровей народ. Где вброд,

где без брода,

Без нас, нетяг, тянулся с не быть

в быть.

Потому что он народ. Потому что он глагол жизни.

Он изменение изменений. Ему не замены.

Потому что он один сквозь весны и сквозь зимы

Ведет свой путь с не быть в бытие.

А мы? Кто мы?

Себя мы знаем никогда.

Многие отдалось нас ужаса в рот.

Лишь те ни отдались, кто народа

Отдал себя и подтвердил свой народ.

Мы снова есть. Мы — поздние.

Поздние.

Что наросли с худеньких матерей

В саду порубленный.

Я знаю, не для тишины

вулканы смотрят

Из-под наших юных бровей.

Есть Вера. Есть Свобода. Кровь и белье.

Эстрада, сало, космос, арбузы.

И есть народ, у которого есть проклятие,

Страшнее от водородной войны.

1962.

Share Button

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *